?

Log in

No account? Create an account

Отставной козы барабан.

Здесь водятся драконы

Previous Entry Share Next Entry
О борьбе
Милый Кот
snake_d_ha
(Пользуясь камерностью аудитории)

Впервые мысль о глобальной несправедливости мира пришла ко мне где-то лет в 11-12, когда я читал хорошую американскую книгу, в которой давно забылись автор и название, но одну ветвь сюжета я помню до сих пор. По ней подростка троллит агрессивный одноклассник, на что окружающим, в общем, плевать.

Ровно до того момента, как мальчик учится драться и ломает своему обидчику нос. Когда роли меняются, общество моментально становится активно небезразличным в пользу бывшего задиры.

Меня поразили тогда две вещи.

Во-первых, конечно, пренебрежение справедливостью в пользу сложившемуся порядку вещей. "Мальчик с тобой играл, а ты ему что сделал?" - и при этом тысяча мышей не складываются в слона, а из сотни злобных мелких ударов считается только последний. Я тогда вспомнил множество своих подростковых стычек и то, с какой скоростью местные хулиганы превращались в потерпевших, как только оказывались слабее на их любимом поле, и с какой скоростью их в этом статусе признавали. Я и сейчас не понимаю психологии этой ситуации, готов только предположить, что общество гораздо толерантнее к мелким нарушителям, уже осознавшим нужные границы, чем к людям, которые готовы добиваться своих целей насилием, но не входят (и не стремятся входить) во властную элиту.

Но, во-вторых, гораздо больше меня ударило тогда осознание мысли, что ничего нового для себя я не прочитал. Такое развитие событий в том или ином виде мне уже несколько раз на тот момент встречалось, но голова решительно отодвигала анализ, да и сами воспоминания куда-то подальше, в тот раздел воспоминаний, где хранятся вещи, которые невозможно изменить.

Само обнаружение такого места было для меня шоком - и желания открыть эту дверь не возникает до сих пор. Кстати, из-за этого для меня оказались закрыты многие хорошие книги. Они открывают то, с чем сейчас нельзя справиться и нельзя мириться - и единственным моральным выходом остается только положить жизнь на алтарь. Но мой алтарь уже давно занят, а "100 грн" или "постоять в выходной, покричать, посмотреть футбол", в общем, я не готов считать достаточным действием.

Кстати, из-за этого с серьезным подозрением отношусь ко многим людям интеллигентным, умным и начитанным. С них другой спрос. И даже потенциальные соглашения, которые они заключают со своей совестью, чтобы сидеть в теплых креслах и ничего не делать, лучше оставить всё за той же дверью.

Из всех чёрных бездн я предпочитаю ту, в которой есть звёзды.

  • 1
мои 5 коп (если неуместно, то сотрите):
возможно, психология описанной ситуации с подростками в том, что страдающий подросток не жалуется и скрывает свои страдания, а агрессивный подросток будет преувеличивать любое свое мелкое повреждение (и тем более крупное) и выставлять эмоции напоказ. это существенная разница - хранить эмоции внутри, сдерживать океан страстей в одной душе (душе понимающего чувственного подростка), и почти не иметь эмоций внутри, создавать только видимость их на публике - в другой душе (душе агрессивного подростка).
это очень интересные модели поведения.
...
насчет вещей, которые невозможно изменить - я думаю, изменить поведение подростков можно, в определенных пределах. и можно убедить страдающего, что жаловаться - это не трусость и не подлость, а способ сдерживания, возможно единственный, а агрессивного подростка можно убедить, что эмпатия существует, и что его тоже можно научить сочувствию.
но это долгая кропотливая работа, в которой нет мелочей и выходных дней. я не знаю, кто такую работу будет вести с реальными подростками, кроме каких-то единичных ученых, которые пишут научные работы по асоциальному поведению.
...
насчет сидения интеллигентов в креслах - а Вы не думали, что эволюция социума создала интеллигентов, чтобы сидение в креслах было их работой, чтобы они работали не кулаками, а словами? общество меняется, и если в средние века говорить было позволено только священникам и юродивым, то потом общество изменилось, и появился класс людей, которым тоже стало позволено (позволено обществом) не становиться в "стенка на стенку", а стоять в стороне и говорить слова?
и что участь интеллигента - это не умереть на поле боя, а умереть в кресле, так и не подняв кулаки? я думаю, единственный заслуженный упрек интеллигенту - это упрек в молчании, в неиспользовании своего оружия, своих слов...

Edited at 2014-01-10 11:59 pm (UTC)

С первыми двумя согласен.

А насчет участи интеллигентов - в кресле сидеть можно и нужно, когда за твоим креслом стоят люди (много), ожидающие твоих взвешенных слов и мыслей. Тогда ты нужнее там, чем в direct action. Многие могут это о себе сказать?

У меня есть одно соображение почему очевидно несправедливое общество в случае школьников поступает все же правильно.
Потому что чуть позже, после школы, убивший задиру в большинстве случаев сядет. Потому что японцы после Pearl Harbor огребли, тогда как поставивший их в невыносимые условия Рузвельт остался чистенький.
То есть на любом уровне и масштабе надо учиться не столько давать в нос, сколько работать с репутацией и искать союзников, работать на уровень выше хулиганов, а не ниже.

Это не значит, что уроды, которые травят давшего в нос имеют это соображение в виду. В большинстве случаев они ленивые и трусливые уроды. Однако же это не важно. Почитай Кастанеду как будет время. В "Огне изнутри" рассматривали отработку жизни "под властью" мелких тиранов, и это неприятный опыт, но умение справляться с ними весьма важно для достижения неуязвимости.

Edited at 2014-01-11 05:22 am (UTC)

> отработку жизни "под властью" мелких тиранов

У кастанеды работа с мелкими тиранами все таки была не более чем методом, ЕМНИП. Он решений по этому вопросу не предлагал.

Конечно не предлагал.
Нагваль Дон Хуан вообще не считал их проблемой, а только подсобным материалом для тренировки. Какое может быть решение для стула, мела или глобуса? Пользуйся!

Ну и я про что. :)

Репутация и союзники - уже инструменты борьбы за власть. А эта борьба, в общем, мало кому доступна, затратна по времени, и затягивает в разные неприятные водовороты.

Опять же, в ситуации "здесь и сейчас" идеи, что стоило бы раньше сделать, рассматривать уже поздно.

Кастанеда мне в свое время активно не пошел по разным причинам, можем об этом поговорить отдельно.

Осмелюсь заметить, в "до того момента, как мальчик учится драться и ломает своему обидчику нос" я чувствую фальшь. Научиться драться "здесь и сейчас" невозможно. Было время научиться драться - было и время подумать как разрулить по-другому.

То есть обидчику думать не надо, а мальчик, чтобы защититься, должен не только учиться драться, но ещё и ломать голову, как обойтись без использования этого умения?

Союзников, во-первых, трудно найти (кому ты нужен в союзники, если не можешь дать в нос? :-) , а, во-вторых, ненадёжное это дело. Позволю себе привести цитату:
В пионерском лагере Валера задружился со здоровенным шпанистым пацаном по имени Ренат, две недели союзники держали в страхе весь отряд и жили, как хотели, а потом Ренат обожрался зеленых яблок, заболел дизентерией и был увезен на лечение в Москву. Дни, оставшиеся до окончания смены, Чистяков прожил кошмарно: его били почти каждый день...

Так что полагаться в таких делах можно только на себя.

Нет, правильный вывод другой - борзеть не надо.

Ну, или, хотя бы, надо быть предусмотрительнее, и дружить с двумя ренатами сразу.

> пренебрежение справедливостью в пользу сложившемуся порядку вещей

...accordingly all experience hath shewn, that mankind are more disposed to suffer, while evils are sufferable, than to right themselves by abolishing the forms to which they are accustomed;

(c) Декларация независимости США

Для невладеющих собачьей мовой: вся история показывает, что человечество будет скорее страдать до той поры, пока страдания останутся более или менее терпимыми, нежели сделает что либо, ломающее установленный порядок вещей, к которому оно привыкло.

Ключевое слово выделено жирным.

Все привыкли к тому, что хулиган прессует ботана. Это - сложившийся порядок вещей, подсознательно воспринимаемый, что так и надо. Но когда установленный порядок ломается, то окружающие моментально вешают новые ярлыки по-факту события и без учета прошлого опыта.

Да, что-то в этом роде.

Главное - не раскачивать лодку. Новый порядок может быть хуже старого, а может и вовсе не состояться, что доставит всем куда больше неудобств.

Никто ту книжку не вспомнил? У Стивена Кинга есть чудная сценка: трое одноклассников первого сорта бегут за одноклассником второго сорта. Преследуемому сказочно везет: пробежав какие-то ворота, он успевает запереть их за собой. Обескураженные одноклассники только и находятся крикнуть: "Это нечестно!".

>> готов только предположить, что общество гораздо толерантнее к мелким нарушителям, уже осознавшим нужные границы, чем к людям, которые готовы добиваться своих целей насилием, но не входят (и не стремятся входить) во властную элиту <<.

Предположение понравилось. Добавляет что-то новое к раскладу.

К сожалению, не вспомнил.

А предложение интересное, да. Например, показывает наконец отличие между силовиками и террористами. Террористы, в этой системе координат, применяют насилие, но не готовы строить работающую систему власти взамен сносимой.

  • 1