snake_d_ha

Categories:

Легитимность и итог Древней Греции

Закончил в пути (почти 20 часов туда и обратно) слушать подкасты по истории Древней Греции.

Очень забавный цикл получается: равные граждане, каждый из которых участвует в войне и управлении успешно побеждают тех, кто использует специализированные армии, богатеют и перестают воевать и управлять, предпочитая делегировать это наемным управленцам и военным. Приходят новые ребята, которые заваливают трупами гражданин=воин профессиональные армии и разжиревших бывших. И так далее. (Просто себе для памяти.)

Так вот, что меня больше всего поразило — проблема легитимности власти, описываемая несколько раз, но ярче всего на примере генералов Александра Македонского. Никогда всерьез не задумывался, но этот разрез отвечает сразу на несколько моих постов о диктаторах, выборах и так далее.

Так вот, легитимность власти — ответ на вопрос: «Почему я не могу быть главным?» Если этого ответа нет, то начинается непрерывная гражданская война, в которой каждый сбивший личной силой банду занимает место царя горы и немедленно теряет его, дав малейшую промашку.

Поскольку ничего хорошего из этого для общества не выходит, обычно выживают лишь те структуры, в которых этот ответ есть.

И самый популярный ответ был: «Потому что бог благословил меня на царство/я потомок божий». Звучит неимоверно наивно, но отсекает 99,9% желающих, делая структуру гораздо стабильнее.

В последнее время бога заменили на народ, а процедуру помазания на прозрачные выборы, но сути дела это не изменило.

Генерал со всеми своими войсками не может ссадить президента и занять его место, потому что он ничем не отличается от другого генерала, равновеликого. Слишком легко сменить. Не легитимен.

Не так давно я читал про процедуры коронации российских императоров и офигевал от сложных многоэтапных обрядов, не понимая их смысла. Теперь да, стало гораздо яснее. Просто идет превращение из человека в помазанника бога.

И отдельно забавляет, что у разных стран бывает внутренняя легитимность, когда главное — признание элит страны или народа, и есть легитимность внешняя, когда главное — признание (или непризнание) абсолютно сторонним Папой Римским, Императором СРИ или президентом Джо Байденом. А народу при необходимости разъяснят, что все правильно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened